Мотивация детей к занятиям дзюдо

Мотивация детей к занятиям дзюдо

20151223_211756Любой человек совершает некие действия, в результате них полностью удовлетворяются его потребности. К этому его побуждает особое активное состояние, то есть мотивация. В числе этих действий — инстинкты, представляющие собой либо наследственные навыки, либо возникающие вследствие закрепления опытом определенных условных рефлексов.

Если в этом контексте рассматривать занятия спортом, в частности дзюдо, то их классифицируют как наследственно-ориентированное действие, проявлением которого являются как постоянная конкуренция, так и соперничество. Спортсмен-дзюдоист подсознательно стремится защитить себя — в этом проявляются инстинкты самосохранения и самовыживания. Как правило, человек с детства привыкает переносить физические нагрузки. Кроме того, он обладает солидным потенциалом для последующего физического развития, который заложен в нем генетически. Этот потенциал следует развивать, тогда он перейдет на уровень условного рефлекса.

Вместе с тем мотивы человека могут быть совершенно различными:
• Индивидуальные мотивы призваны поддержать внутреннее постоянство организма, например, человек стремится избежать жажды, голода, болевых ощущений.
• Групповые мотивы позволяют человеку отыскать свое место в существующей групповой иерархии, а кроме того, побуждают его проявлять заботу о своем потомстве;
• Познавательные мотивы. Речь идет об игровой деятельности и исследовательском поведении.

Спорт является продуктивным методом физической подготовки. Параллельно он может входить во все три категории мотивации, поскольку между возможностями человеческого организма и уровнем его развития существует непосредственная связь — спортсмен представляется носителем здоровых генов. Рассматривая этот вопрос с позиции биологии, отметим — спортсмен может прокормить своих потомков и защитить их. Улучшая свое физическое развитие, человек самореализуется. Помимо этого, возрастает его уверенность в себе, в результате чего человек занимает определенное положение в социуме.

Ученые П. Милнер и Дж. Олдс провели опыты, которые продемонстрировали следующие результаты. Эмоциям принадлежит существенное значение — они помогают организовать человеческое поведение. При этом отрицательные эмоции, как правило, оказывают негативное влияние на желание человека реализовывать какой-либо тип деятельности. В этом отношении взрослому человеку в некотором роде проще — ведь он осознает, какие действия он будет осуществлять. Ребенку же нужно предварительно объяснить, что на протяжении занятий он станет бороться со слезами, страхом, болью. В ином случае родителям, которые привели ребенка на занятия в спортивную секцию, руководствуясь лучшими побуждениями, придется столкнуться с тем, что их ребенок невзлюбит спорт во всех его проявлениях.

Следует осознать: у взрослых есть способность к адекватному оцениванию цели, которой они хотят достичь. Они могут, соответственно, представлять результат, просчитав, имеет ли смысл затрачивать усилия и средства на эту цель. Эти же понятия для ребенка являются относительными. В этом случае возможно отнюдь не сиюминутное проявление результата, а также несоответствие между ожиданиями и полученным эффектом.

Прежде чем начать заниматься спортом, следует четко понять, что максимальный результат достижим. Однако для его достижения необходимы серьезные вложения — моральные и физические. При этом нужны поддержка, силы и терпение. Существенную роль в мотивации играют позитивные эмоции — именно они являются для ребенка стимулом к занятиям спортом. Другие стимулирующие факторы — это удача, похвала и первенство, которые станут основой для постановки дальнейших задач, более сложных по своей сути, призванных подтолкнуть к достижению прочих целей.

Рассматривая профессиональный спорт, в котором изначально ставится более высокая цель, нельзя забывать и о таком факторе, как различные профессиональные заболевания спортсменов. Они становятся следствием занятий фактически любым видом спорта. Как правило, спортсмен завершает свою спортивную карьеру в возрасте 25-30 лет. После этого он может осуществлять преподавательскую деятельность, тренируя других. Для родителей, которые хотят, чтобы их ребенок стал профессиональным спортсменом, эти факторы должны стать ключевыми.

Руководитель, гл. тренер СК «Барс-Витязь».
А.Сухов